Речь и мышление
Отличие высшей нервной деятельности человека от высшей нервной деятельности животных. Высшая нервная деятельность животных хотя и очень сложна, но она построена на реакциях организма, возникающих в ответ на непосредственные чувственные сигналы внешнего мира (зрительные, звуковые и др.). Вспомните, как ведет себя животное при действии сигналов, указывающих на местоположение пищи или, наоборот, предупреждающих об опасности. Такие же условные рефлексы могут быть, конечно, и у че ловека, особенно в раннем возрасте. Но в отличие отживотных у человека, благодаря его трудовой Деятельности и жизни в обществе, создается очень важная, как сказал И.П. Павлов, «прибавка» — это речь и словесное мышление.
Слово для человека — это не просто сочетание определенных звуков, а прежде всего его значение, содержащийся в нем смысл. С помощью слов и целых фраз люди могут обмениваться мыслями, сознательно управлять своим поведением в согласии с другими людьми.
Развитие речи ребенка. Уже у новорожденного ребенка вырабатываются разнообразные, но очень простые условные рефлексы. Например, младенец приучается к строгому времени кормления и начинает беспокоиться, если мать замешкается дать ему вовремя пищу. Ребенок может заплакать, т. е. у него возникнет отрицательная эмоция. Стоит придать ребенку положение для кормления, как у него появятся сосательные движения.
Чем старше ребенок, тем больше вырабатывается у него различных условных рефлексов и тем быстрее они вырабатываются. Причем сигна лами для этих рефлексов чаще всего выступают не отдельные раздражители, а вся ситуация в целом. Слово же, произнесенное в этот момент взрослым, оказывается лишь частью этой ситуации. Но постепенно слово для ребенка становится самостоя тельным сигналом, который предупреждает наступление этой же ситуации. Например, стоит сказать слово «книга», как годовалый малыш берет с полки определенную книгу и несет взрослому, вместе с которым они будут ее рассматривать. Пока еще слово «книга» обозначает конкретную книгу.
Первые слова — это просто звуковые обозначений определенных предметов и лиц: сначала названия непосредственно окружающих ребенка вещей, названия игрушек, имен взрослых, позже — предметов обстановки, названий частей тела и лица.
Но в дальнейшем произойдут сложные процессы отвлечения и обобщения. И то же слово «книга» станет обозначать книгу вообще. А для того чтобы помочь ребенку выбрать определенную книгу, взрослые вводят новые дополнительные слова, например «большая», «красная» и т.д.
Для 2—3-летнего ребенка характерно очень быстрое расширение
словарного запаса. Произнесение
слов основано на звуковом, словесном подражании. При этом особую
роль играет установление связи
произнесенного слова с видом предмета и его ощупыванием. Активные действия ребенка с предметами
оказывают решающее влияние на
развитие речи. Отдельные слова постепенно выстраиваются в простые,
а затем и в более сложные фразы. К 5—7 годам дети могут овладеть начальными навыками чтения,
письма и счета. Слова приобретают
важное значение в их поведении.
Дети уже не просто выполняют приказания и советы взрослых. Слово
должно быть произнесено вслух или
мысленно самим ребенком. Постепенно ребенок приобретает способность управлять своими поступками,
планировать действия, направленные к достижению определенной
цели.
И хотя значение слова чрезвычайно важно для человека, оно все же не более чем звуковой сигнал. Этих символов столько, сколько языков народов мира. Но могут быть не только звуковые, но и зрительные символы — это пальцевая азбука, которой пользуются глухонемые. А чтение специальных текстов сле пыми людьми — это способ исполь зования осязательных символов, обозначающих буквы, и слова.
Словесное мышление. Язык поз воляет, не обращаясь к непосредственным предметам и явлениям, получать новые знания. Словесное мышление — это основа развития науки и искусства. Это основа про грессивного развития человечества.
Слова и построенные из них фразы становятся важнейшим способом общения между ребенком» его сверстниками и взрослыми. Ребенок с помощью слов выражает свои мысли, делится знаниями, приобретает новые знания, навыки, умения. Он становится членом коллектива, полноправным членом человеческого общества.
Речь и письменность позволяют человеку в течение его жизни приобрести опыт предшествующих поколений. Ведь животному передается по наследству ограниченный набор инстинктов, всем остальным навыкам — условным рефлексам — оно должно обучаться самостоятельно. Человек же черпает опыт предков из общения с другими людьми, из книг, памятников культуры, произведений искусства. Таким образом, человек становится обладателем знаний, на копленных человечеством на протяжении тысячелетий.