Created by MAX KOVALEV
2006.

Главная О Смоленске Фото Люди Промышленный район Карта

Тенишевы, дворянский род татарских князей, в 16 веке перешедших на службу Русскому государству, в 17 веке служили на засечных чертах Пензенского края. По преданию, род ведёт начало от золотоордынского князя Тыныша, захватившего в 1370-х годах Астрахань. После присоединения к Русскому государству Астраханского ханства князья Тенишевы перешли в г. Темников, откуда переводились в Пензенский край. В 19 веке один из Тенишевых, Мухаммеджан Мухаммед Шарифович, служил у владельца суконной фабрики Акчурина в Кузнецком уезде. В конце 19 века он женился на Хабибджамал Патеевой, сестре владельца кумысной фермы под Пензой Измаил-ахуна Патеева, одного из основателей поселка Ахуны .

Мария Клавдиевна Тенишева (1867-1928). Начинала путь в искусстве как оперная певица (Тенишева училась в парижской студии М. Маркези, была знакома с А. Г. Рубинштейном, П. И. Чайковским), свое подлинное призвание она обрела на художественной ниве. С 1892 года ее дом в Петербурге становится притягательным для многих художников и музыкантов. Располагали не только гостеприимство и общительность хозяйки, но и складывающийся вокруг нее художественный кружок.

Мария Клавдиевна Тенешева

По свидетельству современников, М. К. Тенишева была человеком незаурядным, широкообразованным, искренне любящим и знающим искусство, коллекционирующим картины русских и иностранных художников, щедро помогающим им. Кроме того, М. К. Тенишева основательно изучила историю и технику эмали и специализировалась в этой области. С первых шагов своей деятельности М. К. Тенишева стремилась поддержать прогрессивные начинания передовых художников. Она была знакома с И. Е. Репиным, И. И. Левитаном, В. М. Васнецовым, В. А. Серовым, А. Я. Головиным, К. А. Коровиным и многими другими. Много внимания уделяла молодым художникам. В 1894 году в своем петербургском доме Мария Клавдиевна открыла бесплатную рисовальную студию, которой руководил И. Е. Репин.

Начало 90-х годов для русского искусства отмечено все возрастающим интересом к графике. М. К. Тенишева принимает в ее пропаганде самое активное участие. Крупным начинанием М. К. Тенишевой в этой области было составление коллекции акварелей и рисунков русских и иностранных художников (с 1892 по 1898 год), в которой были представлены работы почти всех ведущих мастеров и молодых,

начинающих Л. С. Бакста, Александра Бенуа, М. А. Врубеля, К. А. Сомова. В 1898 году 500 произведений были переданы ею в дар Русскому музею.

М. К. Тенишева, являясь инициатором и устроителем многих выставок в России и за границей, была избрана почетным членом первого съезда художников России в 1911 году.

Известны ее декоративные изделия с резьбой и росписью, вышивки, керамика, но наиболее интересными и ценными являются эмали, в которых М. К. Тенишева задалась целью восстановить способ выемчатой эмали - один из наиболее трудоемких и древних. "Люди, открывающие забытые пути искусства, бесконечно ценны для нашего времени"^,- писал об этом в 1909 году Н. К. Рерих.

В Теремке - отделе Смоленского государственного объединенного исторического и архитектурно-художественного музея-заповедника - можно увидеть самую капитальную работу М. К. Тенишевой - портал двери с эмалевыми вставками, над которым она работала несколько лет. В центре портала изображен Георгий Победоносец в воинских доспехах на белом коне; у его ног извивается дракон. Эмалевые пластинки подобны разноцветной мозаике - такое в них разнообразие тонов, яркость цвета.

Работы М. К. Тенишевой - декоративные бронзовые фигурки, стилизованные изображения 'птиц, ларцы, подсвечники, блюда - получили европейскую известность и экспонировались на выставках в Париже, Лондоне, Праге.

В 1916 году в Московском археологическом институте М. К. Тенишева защитила диссертацию на тему "Эмаль и инкрустация", которая в 1930 году была издана в Праге отдельной книгой.

Деятельность Марии Клавдиевны финансировал ее муж В. Н. Тенишев (1844-1903) - крупный промышленник, человек, серьезно занимавшийся этнографическими исследованиями. Им была составлена и издана "Программа этнографических сведений о крестьянах Центральной России", второе издание которой в 1899 году было запрещено царской цензурой за демократичность отдельных пунктов. Программа и собранный по ней материал, хранящиеся в Государственном Музее этнографии народов СССР, до настоящего времени представляют научную ценность.

Имение Талашкино Мария Клавдиевна приобрела в 1893 году и сумела создать здесь совершенно особую творческую атмосферу, что привлекало сюда людей талантливых, одаренных, ищущих. "Домовитый очаг полон внимания к лучшим современным изделиям. Работа новых художников, трепет спора выставок близки всем",-так писал Н. К. Рерих о талашкинской атмосфере.

Большой заслугой М. К. Тенишевой явилось открытие в Талашкине художественных мастерских, для руководства которыми в 1900 году был приглашен С. В. Малютин (1859-1937). Он начал подбирать для мастерских наиболее способных учеников талашкинской народной школы, стремясь раскрыть им тайны народного искусства, возродить "заветы дедов и красоту и прочность старинной работы".

Мастерские в Талашкине организаторы называли художественно-промышленным отделом, С. В. Малютин же именовал их "столярной художественной индустрией". В столярной, керамической и вышивальной мастерских под руководством С. В. Малютина учениками изготавливались всевозможные предметы быта, детские игрушки, вышитые полотенца, салфетки, портьеры, со временем появились более сложные художественные работы: декор для Теремка и театра, целые гарнитуры мебели.

Лучшие изделия экспонировались на выставках в Смоленске, Петербурге, Париже, Лондоне, отправлялись в Москву в магазин "Родник", открытый специально для продажи продукции талашкинских мастерских. Среди них выделялись работы Саши Мишонова - впоследствии профессионального художника А. П. Мишонова (1882-1938). Много лет спустя, он писал С. В. Малютину: "Сергей Васильевич. Ведь Вы мой первый и главный учитель. Через Вас я впервые и на всю жизнь полюбил живопись, сам процесс работы"

Благодаря энергии Малютина мастерские получили широкое развитие. Организуя мастерские, М. К. Тенишева стремилась "дать что-то новое и в простом, доступном для среднего кармана материале достигнуть изящества в выполнении, удобства для употребления и оригинальности, гармоничности по форме и замыслу, применяя с декоративной целью такие простые вещи, как холст, вышивки и металлы".

Заготовки некоторых изделий закупались у местных кустарей, а затем в Талашкине украшались резьбой и росписью. Так, балалайки покупали в деревне Карюзино, дудки - в деревне Теличино, дуги и сани-возки - в Смоленске, домотканый холст - у окрестных крестьянок.

С большим вниманием М. К. Тенишева относилась к творческим поискам, которые велись в прикладном искусстве на рубеже века как в России, так и за границей.

"Мне давно хотелось,- писала М. К. Тенишева,- осуществить в Талашкине еще один замысел. Русский стиль, как его до сих пор трактовали, был совершенно забыт. Все смотрели на него, как на что-то устарелое, мертвое, неспособное возродиться и занять место в современном искусстве... мне хотелось попробовать, попытать свои силы в этом направлении, призвать к себе в помощь художника с большой фантазией, работающего над этим старинным, русским сказочным прошлым".

Говоря о русском стиле в прикладном искусстве, М. К. Тенишева имела в виду "эмоциональное восприятие народного искусства", требовала от художников не копирования форм и мотивов, а творческого отношения к старппе. Это позволило каждому художнику в талашкинских мастерских ярче проявить свою творческую индивидуальность. Однако отдельные произведения несли на себе отпечаток модерна, особенно ярко проявившийся в творчестве С. В. Малютина.

По эскизам Малютина здесь было выполнено большое количество предметов быта, мебели, декора. Художник приехал в Талашкино с уже сложившимися представлениями о задачах прикладного искусства. В частности, он считал, что искусство "утвари... не менее значительно со всякими другими видами искусства". В Талашкине, изучая собрание талашкинского музея, он имел возможность познакомиться с лучшими работами народных мастеров. Малютинские эскизы для всевозможных полочек, шкатулок, коробочек, рамок оформлены резьбой и росписью. Излюбленный его мотив с жар-птицей можно найти почти на каждом изделии. Ее изображения обычно обрамлены бутонами цветов и листьями.

Вот резное с росписью панно "Садко - богатый гость". Белые птицы, завороженные звуками гуслей, взвились в облака, вытянув длинные шеи. Прислушались к песне Садко гребцы, замерли на мгновение весла в высоких волнах. По всему панно подобно восточным драгоценностям мерцают голубые, красные, белые, желтые краски.

Храм в п. Флёново
Теремок в Талашкино
Hosted by uCoz