Творчество Твардовского занимает одно из первых мест в истории русской советской поэзии. Александр Трифонович Твардовский в своем творчестве создал новую энциклопедию народной жизни. Его творчество получило поразительно всенародное, охватывающее все слои нашего общества признание, любовь, отклик. Люди самого разного культурного уровня, разного общественного положения нашли в Твардовском нечто для себя духовно необходимое, важное, любимое. Общеизвестно отношение читателей к «Василию Теркину». Трудно представить другую книгу, которая сразу же получила бы такой диапазон, размах народного внимания и одобрения.
Написанные в годы войны и в послевоенное время, поэтические произведения Твардовского прочно вошли в сознание миллионов людей. Они покорили их своей простотой и правдивостью, душевной открытостью и кристальной честностью в освещении жизненных фактов поэзии глубочайшего чувства и «сердечного воображения», что собственно и обеспечило им бессмертие на многие годы.
В ходе войны наступали большие и малые изменения, выдвигались новые задачи, и литература должна была нести новые идеи и образы в народ. Рядом с оперативными жанрами прозы – очерком и публицистикой стоит лирика. Новые явления жизни вызывали, прежде всего, отклик в лирике.
Со страниц лирики Великой Отечественной войны на нас смотрит образ защитника Родины, исполненного высоких дум и чувств. Беспредельная любовь к Родине, готовность ее защищать, невзирая на опасность, высокая свобода распорядиться своей жизнью так, чтобы принести максимальную пользу для победы – таковы черты лирического героя, воплощенные в творчестве поэта.
В сто крат сильней тебя любя,
Встают с оружьем за тебя –
Встают отцы и сыновья
Страна моя, родня моя!
Огромность нового исторического события, народного бедствия и народного героизма, всемирно-исторический размах битвы за жизнь на земле вызвали и новую силу отклика в поэте. Небывалую напряженность чувства и коллективной, и личной ответственности за свою страну словами главного героя:
«Мы с тобой за все в ответе».
Лирическое начало стало вместе с тем эпическим, ибо являлось выражением героического пафоса всенародной борьбы. Отсюда – и новые черты лиризма, и в еще большей мере новые черты, достижения большой повествовательной поэзии. Нового типа эпическая поэма «Василий Теркин», в которую включено и новое лирическое начало, и нового типа лирическая поэма – «Дом у дороги». И все это в небывалой трагической ситуации гигантского исторического кризиса, народной трагедии. Это трагическое начало в соединении с эпосом и лирикой создает особый размах работы Твардовского в это время. Его героизм становится воистину героическим народным реализмом. Героизм с последовательностью реалистического изображения, реалистической конкретности.
Художественное качество стихов и прозы Твардовского этого времени – более пестрое, чем в 30-е годы, так как условия войны часто требовали такой быстроты оперативного отклика, что приходилось и кое-чем жертвовать в его качестве.
Две основных поэмы и десятки стихотворений принадлежат к вершинам творчества Твардовского и всей нашей поэзии.