СМОЛЕНСК - ключ к Москве
Моя группа


Рейтинг@Mail.ru




Заходи НА MaxKov
***
***
!!! МЕСТО ДЛЯ РЕКЛАМЫ !!!

Внимание и память

Внимание. Чтобы научиться наблюдать и воспринимать окружающий нас мир, чтобы быстрее и точнее вырабатывались определенные поведенческие навыки, нужно быть внимательным. Каждый знает, что при отсутствии внимания можно смотреть и не видеть, слушать и не слышать. И наоборот, при концентрации внимания можно различить такие тонкие детали, которые в другом случае остались просто незамеченными. Внимание — это направленность всей нашей психической деятельности, сосредоточенность на важных для нас предметах и явлениях. Значимость для нас какого-то события определяется нашей внутренней потребностью, нашей заинтересован­ ностью, определенной целью. Сосредоточенный человек пристально всматривается в интересующую его картину, все остальные движения при этом затормаживаются. Преобладающая в данный момент потребность руководит всем поведением организма. Великий русский ученый А. А. Ухтомский открыл принцип управления поведением, который был назван принципом доминанты. Значит, доминирующая потребность, поведение, связанное с ее быстрым и полным удовлетворением, и одновре менное подавление всех мешающих и отвлекающих рефлексов мобилизуют всю энергию организма ради достижения поставленной задачи. Это и есть проявление открытого Ухтомским принципа доминанты.
Сосредоточенное внимание, которое мы фиксируем на заинтересовавшем нас предмете или событии, тоже является примером доминанты. Чем сильнее потребность узнать что-либо новое, т. е. чем сильнее доминанта, тем сильнее выражено внимание. Например, при чтении увлекательной книги мы не просто не замечаем отвлекающих нас раздражений, а, наоборот, начинаем еще внимательнее следить за повествованием. Однако больших усилий с нашей стороны при этом не требуется, потому что сама книга привлекает к себе внимание. Этот вид внимания называют непроизвольным.
Рассмотрим еще один пример. Опытный дирижер оркестра, благодаря избирательному вниманию во время исполнения какого-либо произведения, может услышать звук только одного, а затем другого инструмента. Такое внимание, связанное с сознательно поставленной целью, требующее волевого усилия, называется произвольным. Вспомните, как любопытный из басни Крылова разглядел в музее крошечных букашек, мошек, таракашек, зато «не приметил» слона.
Основные свойства внимания — сосредоточенность и устойчивость, которые характеризуют людей страстных, увлеченных. Внимательность и наблюдательность — это очень важные черты личности человека. Не долго сосредотачивать внимание на чем-либо одном довольно трудно, устойчивость внимания постоянно колеблется. Чем больше сопротивляемость утомлению и отвлечению, тем больше устойчивость внимания. Различные профессии требуют и разного внимания. Дежурный, который наблюдает за экраном радиолокатора современного корабля, должен быть предельно внимательным, сосредоточенным. Шофер должен уметь быстро переключать внимание и умело его распределять — следить за сигналами светофоров, показаниями приборов и дорожной обстановкой.

Следует приучать себя внимательно работать в самых разнообразных условиях, не давать отвлекать себя посторонними раздражителями. Развитие устойчивости внимания связано с воспитанием волевых качеств человека, его внутренней дисциплины. Нужно тренировать способность выделять наиболее важные детали и не замечать второстепенные. Кроме этого, полезно тренировать себя в быстром переключении внимания с одного объекта на другой.
Владеть своим поведением — это не только уметь управлять своими эмоциями, не только уметь обращать внимание на то, что надо заметить, но и не привлекать внимания окружающих к тому, что должно остаться незамеченным. Чтобы не обидеть товарища, лучше «не заметить» до пущенную им случайную оплошность. Это составляет одну из черт поведения воспитанного человека.

Память — это запомина ние, сохранение и последующее вос­ произведение человеком его опыта. Без памяти не может происходить обучение, мышление, не может вы­ полняться ни один поведенческий навык. Любые события, которые происходят с человеком или которые он просто наблюдает как зритель, оставляют памятные следы. Эти сле­ ды могут храниться разное время. Например, вы разыскали в записной книжке нужный вам номер телефо­ на, набрали его на диске аппарата и... тут же забыли. Такая память называется кратковременной.
Другие впечатления могут сохраняться месяцами, годами и даже всю жизнь. Многое из того, чему нас научили в раннем детстве, прочно хранится в кладовой нашей памяти. Значит, не будь долговременной памяти, мы никогда ничему не научились бы и не имели бы никаких знаний. Человек запоминает не отрывочные сведения, а целые образы и эмоциональные впечатления. Причем неприятные переживания запоминаются гораздо сильнее. Достаточно небольшого напоминания, и в памяти всплывают очень сложные картины пережитых событий.

Для того чтобы улучшить свою память, надо ее тренировать. Правило первое — старайтесь относиться к запоминаемому предмету не безразлично, а с большим эмоциональным интересом. Правило второе — научитесь сосредотачивать свое внимание на изучаемом предмете. Правило третье — формируйте у себя сознательное волевое намерение за помнить данный материал.

Существуют два способа запоми нания: механический и осмысленный. Механическое запоминание, т. е. зазубривание, приводит к тому, что человек не может, применить свои знания к жизни. При осмысленном запоминании человек усваивает материала в десятки раз больше. А главное, он с помощью процессов мышления может сознательно пользоваться своей памятью в решении разнообразных жизненных задач.
Повторение—
одно из важных условий запоминания. Недаром говорят: «Повторение - мать учения!» Но полезно не всякое повторение, а только осмысленное. Поэтому заучивать материал необходимо насколько можно медленнее, чтобы его осмыслить. Существует правило: что изучается быстро, то очень быстро и уходит из памяти. Целесообразнее всего запоминать материал под вечер, а повторять его на следующее утро.
Самый распространенный прием тренировки памяти — заучивание наизусть стихов. Скорее запоминается то, что объединено какой-либо одной мыслью. Поэтому, заучивая стихи, не надо зубрить каждую строчку отдельно. Лучше запомнить части стихов, связанные единой темой.
Укреплять память нужно регулярно. Нагружая и тренируя память, все время запоминая, можно ее развивать. Хорошая память — это залог полноценного мышления, большого запаса знаний, условие развития интеллекта.
Гигиена умственного труда. Любой умственный труд требует больших затрат нервной энергии в связи с работой множества нервных центров мозга, которые участвуют в процессах мышления. Поэтому утомление при напряженной умственной работе наступает довольно быстро. Утомление — нормальная реакция организма на любую деятельность. Утомление и усталость повышают выносливость человека, тренируют его волю. Но когда утомление накапливается, превышает меру, не исче зает после отдыха, наступает состоя ние переутомления. Переутомление может привести к различным нервным расстройствам, снижает внимание, память.
Главным премилом организации учебного труда школьника являются последовательность и система тичность. Научитесь работать по четкому ежедневному графику, по нему распределите свои учебные, общественные и бытовые обязанности. Важно вырабатывать в себе качество усидчивости и дисциплины труда.
Помните, что после занятий в школе необходим отдых. Когда вы садитесь готовить домашние задания, то лучше всего их делать в при вычной для вас обстановке. Начинайте с устных заданий, а затем вы полняйте письменные. Старайтесь вначале выполнить наиболее трудные для вас задания и после этого переходите к более легким. Для повторения уроков используйте самые продуктивные утренние часы перед уходом в школу


© 2005-2006 MAXKOV2005.NAROD.RU
г. Смоленск.
Буду рад любому сотрудничеству, с радостью обменяюсь ссылками.
Контакты: maxkov2005@rambler.ru
maxnikas@rambler.ru
!!! MЕСТО ДЛЯ РЕКЛАМЫ !!!
Hosted by uCoz